18 ноября 2018,
Областные новости
15.11.2018
Изменение облика российских городов, благоустройство дворовых и общественных территорий является одним из самых успешных и результативных направлений работы Партии, подчеркнул секретарь Генсовета ЕР
15.11.2018
Бюджетом национальных проектов и государственных программ назвал проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ Сергей Есяков. 14 ноября депутаты федерального парламента приняли во 2-м чтении проект основного финансового документа страны.

Село мое родное

22.10.2018

Сельский мулла

Шамиль Усманович Сафаров -  человек, о котором никогда не писали в газете, хотя его знают все  татарские семьи села Усть-Инза и города Никольска, называя почтительно муллой.

В современном мире мулла — это обобщенное звание мусульманского религиозного деятеля, который руководит молитвой при мечети или является духовной главой мусульманской общины. Муллой называют имамов и их заместителей в мечетях. Руководить молитвой в сельской мечети может любой мусульманин, который пользуется наибольшим авторитетом, имеет элементарное исламское образование и более других знает правила совершения молитвенных ритуалов.

 Сельский мулла

Родился Шамиль Усманович в этом же селе, в этом же доме, где и сейчас живет. Точную дату своего рождения он не знает. Со слов родной тети, Шамиль Усманович появился на свет, как и ее сын, осенью 1936 года.

- Так и появилась дата моего рождения - 24 ноября 1936 года, - вспоминает наш герой.

До рождения Шамиля Усмановича в семье Сафаровых на протяжении нескольких поколений рождались одни девочки. И вот пришла радостная весть - появился на свет сын. Все заботы по воспитанию мальчика взяла на себя бабушка. Она хлопотала над внуком, как родная мать. Бабушка была глубоко верующей женщиной, соблюдала все религиозные обычаи и традиции мусульман. Еще с детства она старалась приучить внука к татарским правилам и нормам.

С 1944 по 1948 годы Шамиль со своими товарищами обучался в Устьинзенской начальной татарской школе.

- В наше время не было ни тетрадей, ни учебников, только классная доска и мел. А первой моей учительницей была Амина-апа Абдурахмановна. О ней можно смело сказать:  учитель с большой буквы. Я многому у нее научился. Она старалась так преподнести свой урок, чтобы каждому из нас было проще усвоить новый материал.

После окончания начального звена Шамиль и его одноклассники отправился на обучение в Сурскую среднюю школу. И сразу запрет: директор не позволил носить головные уборы, и так как школа русская, пришлось смириться. Год пролетел быстро, по окончании пятого класса он, единственный из устьинзенских ребят, перешел в следующий класс. Проблема была с русским языком. Поэтому последующее поколение детей оканчивало начальное звено в своем селе, переходило не в пятый, а в четвертый класс, где закреплялись знания русского языка. Во время учебы в старших классах Шамиль Усманович вел общественную работу, был председателем ученического комитета.

После окончания школы по рекомендации педагогов на семейном совете было принято решение поступать в высшее учебное заведение. Но куда?

- У меня была мечта стать врачом, но так как финансовых возможностей не было, мое желание так и не сбылось. В выборе профессии помог односельчанин. Он порекомендовал поступить в Куйбышевский сельскохозяйственный институт.

Набрав нужное количество баллов, Шамиль Усманович поступает на факультет инженера-механика. И снова общественная деятельность, а еще спорт: лыжи и легкая атлетика. Он очень любил читать книги. Бежал в читальный зал при общежитии и просто зачитывался ими.

После окончания института по распределению Шамиль Усманович уезжает работать в Клявлино Самарской области на машинно-транспортную станцию (МТС). В его обязанность входило распределение техники по колхозам. Затем переименовывают МТС на СТС и закрепляют станцию за колхозом «Большевик».

- В колхозе работников своих хватало. Я это понимал и принял решение уехать со знакомыми работать в 9 государственный куйбышевский завод инженером отдела главного механика. Работа была вредная, мне пришлось перевестись технологом в ремонтно-механический цех.

В 1961 году, работая на заводе, Шамиль Усманович осмеливается на важнейший шаг в своей жизни - завести семью. Но руководство не одобряет его решение, так как нужно было выделять жилье, а с этим было трудно, но все же отпускают в отпуск.

- Познакомились с моей супругой еще в годы обучения в институте. Она мне сразу понравилась, скромная, добрая, отзывчивая. Я ни минутки не сомневался в своем выборе,- делится Шамиль Усманович.  - После заключения брака жена была вынуждена остаться в Набережных Челнах, а я вернулся на работу.

Но чувства оказались сильнее. Шамиль Усманович пишет заявление об увольнении и летит к жене  в Набережные Челны. Устраивается на работу в училище преподавателем механизации. В 1961 году рождается сын.

В 32 года был вынужден выполнить воинский долг в рядах Советской армии, так как вышел приказ офицеров запаса призвать к воинской службе. Показав себя с наилучшей стороны, дослужился до звания старшего лейтенанта.

Вернувшись домой, Шамиль Усманович приступил к преподавательской деятельности. Так и доработал до пенсии. За свой учительский труд он не раз был награжден почетными грамотами, а их такое огромное количество, просто слов нет! Но самой большой наградой для него является медаль Заслуженного учителя профтехобразования РСФСР.

Когда отцу исполнилось 97 лет, а это возраст, требующий большого ухода, Шамиль Усманович был вынужден оставить семью в Набережных Челнах и переехать к отцу.

- Отец в Усть-Инзе был муллой, но так как в таком возрасте справляться с этим трудно, то его обязанности возложили на меня. В данный момент основные обряды проводит Фатих Искандерович Арбеков, я же ему помогаю проводить намаз в большие праздники, как Ураза-байрам и Курбан-байрам. В эти дни к нам приезжают мусульмане из разных мест: Москвы, Московской области, Ульяновска, Тольятти, Самары, Инзы.

Не так-то легко и просто стать муллой. Шамилю Усмановичу пришлось получить и религиозное образование, так как его обязанности не ограничиваются лишь ведением намаза. И еще одна важная деталь - знание арабского языка, так как Коран написан на арабском языке.

- Коран – это «Библия ислама». Слово Коран (куръан) происходит от арабского корня «кара'а» – «читать» или, точнее, – «произносить речитативом, декламировать». Коран – откровения, которые аллах ниспосылал Мухаммеду и которые Пророк затем излагал. Эта священная книга ислама называется иногда китаб (книга) или зикр (предостережение). Так же существует перевод Корана с французского языка на русский, автор Валерия Прохорова. Читать его очень приятно, так как написан в стихотворной форме,- поделился герой.

Кстати, Шамиль Усманович рассказал  о том, что только в Усть-Инзе у каждой татарской семьи есть фамильный знак-лямь, элемент арабских букв. В давние времена ими пользовались при дележе земель. Его передавали из поколения к поколению как семейную реликвию. Было удобно написать такой элемент, и твои владения никто не займет.

Когда Шамиль Усманович получал религиозное образование, ему вновь пришлось заниматься преподаванием. Перейдя на третий курс высшего учебного заведения, ему выделили группу мальчишек 11-12 лет для обучения их арабскому языку. Для него это было большой практикой, а для малышей – постижение нового, неизвестного.

В ходе беседы я и не заметила, как время подошло к обеду. А это означало, что уже настал час обеденного намаза. Так не хотелось расставаться со своим собеседником, благородным человеком с сединой на висках. Что-то удивительно милое и трогательное было в его лице, от глаз исходил такой тёплый и приятный свет, что это невольно вызывало уважение. Говорил он очень быстро и с огромным интересом. На тот момент у мне сразу показалось, что это весьма неуёмная, жизнерадостная, обладающая прекрасным красноречием натура, способная на всё смотреть только с улыбкой, этакий «нестареющий» оптимист – явление довольно редкое в наши дни.

Автор: Ольга Фролова.

Оставить комментарий