26 октября 2020, понедельник
Областные новости
23.10.2020
Ученое сообщество определилось с термином для так называемого красного прилива, который, как предполагается, привел к гибели морских обитателей на Камчатке, в научной литературе его будут называть "медвежьим", сообщила в пятницу замдиректора по научной работе Национального научного центра морской биологии Дальневосточного отделения РАН Татьяна Орлова.
23.10.2020
В феврале 2020 года стартовал социальный проект «МЕЧТА ВЕТЕРАНА».

Объявления

Культура

07.10.2020

Симпозиумы в Никольске

В Музее стекла и хрусталя в течение нескольких последних недель открылись выставки из цикла «Симпозиумы по стеклу в Никольске». На них представлены работы художников – участников симпозиумов разных лет. Начиная с 2006 года, в городе состоялось девять симпозиумов и Молодежный фестиваль, которые обогатили коллекцию музея разнообразными и не совсем привычными широкому зрителю декоративными композициями отечественных и зарубежных художников.

Все работы выполнены на стекольных предприятиях города. Художники приезжали с готовыми эскизами, а порой и с домашними заготовками – отдельными деталями будущих работ. Мастера-выдувальщики наших заводов старались найти общий язык с художниками разных стран. За время работы симпозиумов они работали с авторами не только из российских городов, но и с художниками из Австрии, Беларуси, Китая, Латвии, Литвы, Люксембурга, Польши, Турции, Финляндии, Франции, Чехии, Японии. В таком содружестве рождались работы, выполненные методом свободного выдувания и с использованием форм; с применением оригинальных технологий, где стекло дополнено металлом, деревом, текстилем, стекловолокном. Часть работ художники соединяли с помощью специального клея. Зачастую эти произведения нетрадиционны по форме и обладают глубоко осмысленным образным решением. Поэтому рассматривать их нужно как любое произведение искусства – не торопясь, вдумчиво, и возможно, не один раз.

 

Московские художники

Во всех симпозиумах принимали участие московские художники. Среди самых маститых – супруги Фидаиль Ибрагимов и Любовь Савельева. Оба академики. Две работы Ф. Ибрагимова введены в постоянную экспозицию. И каждый посетитель, который не сможет попасть на производство, глядя на композицию «Выдувальщик», легко представит, как мастер, который выдувает изделия, трудится над созданием стеклянного предмета, начиная процесс с горячей, красной капли. Вторая композиция - «Шум дождя»- на первый взгляд может показаться очень простой в изготовлении, но Фидаиль Мулла Ахметович пробовал создать ее на других стекольных предприятиях страны, что не дало положительного результата, а никольские мастера справились с поставленной задачей. В 2011 году Фидаиль Ибрагимов подарил музею бюст «Дон Кихот». В этой работе автор показал разные возможности соединения металла и стекла. Здесь в заранее заготовленную, сплетенную из проволоки, форму вдувается горячее стекло. На остывшее изделие отдельные детали из металла приклеиваются. И получается неповторимая, оригинальная авторская работа.

Любовь Савельева – также частый участник никольских форумов. Посетители обращают внимание на декоративные композиции «Лис» и «Люди». Савельева применила авторскую технологию, вплавляя в пласты хрусталя заранее приготовленные медные пластины с изображением лиса и людей. От соприкосновения с хрусталем отдельные детали пластин начинали светиться и получался завораживающий эффект. Композиция «Люди» Савельевой однозначно была признана одной из лучших на первом симпозиуме и сразу задала высокий тон будущим выставкам.

Так как симпозиумы являются площадкой для экспериментов, художники имеют возможность воплощать в стекле то, что давно задумывали. Московская художница Анна Бутина использовала в качестве основы для изготовления образов нетрадиционные для стеклоделия формы. Одной из таких работ стало «Никольское кружево». Художница соединила с горячим стеклом кружевные салфетки, купленные у никольских бабушек. Они отпечатались в стекле, но при этом сгорели. Форма, которой можно воспользоваться лишь один раз, дает работу, единственную в своем роде.

Галина Корзина на одном из симпозиумов соединяла фарфор и стекло, создав две композиции. Одну из них «Вера, Надежда, Любовь» посетители музея могут увидеть на выставке. Фигуры девушек-ангелов из фарфора накрыты стеклянным колпаком-небом, который выдули мастера ООО «Стекло».

Овик Манукян – член Московского Союза художников и участник почти всех симпозиумов, проходивших в Никольске. Подаренные им работы отличает пластичность форм, игра с цветом и удивительная способность простыми гутенскими способами показать разнообразие стекла. Скульптура «Ля минор», созданная художником на VII симпозиуме в 2017 году, состоит из семи вытянутых нот-лепестков, холодных синих оттенков. Минорный лад, по ощущениям музыкантов, выглядит также.

В холле музея представлена динамичная работа московского художника Юлии Мерзликиной - «Движение», которая была изготовлена на первом симпозиуме 2006 года.

Художники других городов России также принимали участие в симпозиумах. Но среди них, безусловно, стоит отметить работы инициатора этих форумов Александра Фокина  в технике матовой гравировки. Она является одной из сложнейших и применялась в декорировании стекла на Никольско-Бахметевском заводе с XVIII века. Но как свежо, по-новому применил Фокин такую традиционную технику, сочетая её с легкой живописью на вогнутом стекле. И образ коллеги Иржи Шугаека передал выразительно, как шарж.

Художники Антон Фокин и Анна Вишнякова представлены на выставке совместной работой «Святой Патрик», выполненной на втором симпозиуме. Яркая, гутенская композиция отражает краски этого праздника, который отмечается в Европе весной в день небесного покровителя Ирландии.

Таисия Фокина - молодой художник и постоянная участница симпозиумов, любит растительные мотивы, потому что стекло может показать изящество растений. Работает с гутным стеклом, которое привлекает её своей пластичностью, но применяет и другие техники, как, например, гравировку или редкую, трудоемкую техника «грааль», в которой выполнила декоративный объект «Мандрагора». Корни растений этого рода иногда напоминают человеческую фигуру, как у женьшеня. В связи с чем в древности мандрагоре приписывали магическую силу и считали одним из самых загадочных растений, окруженных легендами еще с Античности.

Одной из тем симпозиума 2011 года был спорт. И художник из Твери, Заслуженный художник России, член-корреспондент РАХ Борис Федоров создал композицию «Приземление ядра».  Ядро – снаряд спортивный, но в данной композиции ядро выглядит скорее, как маленький инопланетный корабль, приземлившийся в другой галактике. 

В четвертом симпозиуме принял участие художник из Самары Рафик Сайфуллин. Его композиция «Причал детства» со стеклянными, расписанными красками, корабликами, ракушками и камешками, всех зрителей возвращает в беззаботное детство.

Тема симпозиума 2017 года была посвящена Году экологии. Супруги Ирина и Анатолий Пилипенко подарили музею две декоративных композиции. На тему экологии представлена «Стая», где выделяются взрослые животные и их детки, отличающиеся несовершенным окрасом. Другой семейный и творческий союз - Константин Литвин и Елена Есикова из Вышнего Волочка, постоянные участники никольских форумов. Их идеи, воплощенные в стекле, несут на себе печать высокого профессионализма и собственного почерка. Объект «Баобаб» небольшой по размеру. Но выполнен в духе многих работ этих художников и постоянно привлекает зрителей.

 

Молодые художники

Начиная со второго симпозиума, в работе активно принимали участие студенты из столичных вузов. Их работы также представлены на выставке, и уже многие зрители хорошо знают композицию Ольги Мохначевой «Флюгеры», где мастера-выдувальщики из ранее мало известного города N, а ныне все более широко известного Никольска, воплощают на стекольных заводах замыслы художников, используя традиционные инструменты, знакомые каждому выдувальщику.

Декоративную композицию «Портреты» представила на втором симпозиуме Александра Ярмольник из Москвы. Все предметы в виде человеческих голов с яркими глазами и губами выглядят комично, напоминая детские рисунки или изображения клоунов. Александра Ярмольник работает в мастерской, используя, в основном, технику фьюзинг. Поэтому, участвуя во втором симпозиуме 2009 года, она с удовольствием поработала с гутным стеклом, соединив обе эти техники. Те, кто видел композицию «Зима близка», вряд ли смогут её забыть, даже если они не являются поклонники сериала «Игра престолов». Перед нами предстаёт один из главных героев – Король Ночи по бестселлеру Джорджа Мартина. Соединение гутного и моллированного стекла создаёт узнаваемый персонаж бестселлера. Эту работу выполнил молодой творческий тандем художницы Аси Шалимовой и выдувальщика Сергея Бацанина.

 

Иностранные художники

На симпозиумы в Никольск приезжали художники из ближнего и дальнего зарубежья. Каждый посетитель уже при входе может увидеть необычную декоративную композицию Вигантаса Паулаускаса из Литвы «Не снились мне русские березки, теперь снятся…». Она изготовлена в 2013 году во время самого многочисленного IV симпозиума. Участниками этого форума также стала семейная пара художников из Литвы: Ремигиус Крюкас и Индре Стулгайте-Крюкиене. Работа Индре изготовлена на ООО «Бахметьевский завод» и также представлена на выставке. Это декоративная композиция «Будущие мотыльки» - красивые, эфемерные создания, спящие в коконах.

Известная в Латвии художник Анда Мункевица дважды принимала участие в никольских симпозиумах. В 2013 году музею она подарила две работы, одна из них «Течение жизни» из серии «Стражи» - представлена на выставке и выполнена из хрусталя. Также вызывает восхищение декоративная композиция художника из Латвии Марты Гибиэтэ в оригинальной авторской технике с применением проволоки и фьюзинга. Если присмотреться, то можно увидеть, что кусочки стекла соединены между собой как лоскутное одеяло в технике «пэчворк».

Художники из Чехии тоже внесли заметный вклад в коллекцию Музея стекла и хрусталя. Иржи Тесар, покоренный никольской природой, изобразил поэта, который черпает свое вдохновение, глядя на синее, ночное небо. В дар музею он преподнес и декоративную композицию «Небесные всадники». Она выполнена в Чехии, так как сложна в исполнении и за краткий период работы в Никольске её трудно было изготовить, но склейка верхней и нижней частей проведена во время симпозиума. Другой автор из Чехии – Радек Стеглик подарил большую композицию «Банк Никольска», часть её создана у него на Родине, часть на никольском заводе ООО «Стекло», фрагмент композиции также можно увидеть на выставке.

Но самой крупной и запоминающейся работой чешских художников можно назвать скульптуру «Казак» Иржи Шугаека высотой почти 2,5 метра. Она поражает сложностью замысла и колоссальными размерами. Иржи Шугаек дважды принимал участие в симпозиумах Никольска.  В 2015 году создать самую крупную скульптуру симпозиума ему помогали выдувальщики НЗСС. Название скульптуре «Казак» Иржи придумал, находясь ещё в Чехии, но металлическую конструкцию изготавливали заранее в Пензе.  Изготовленный из яркого желтого и оранжевого стекла, он сразу притягивает взгляд монументальностью и загадочностью.

Впервые на симпозиум в 2013 году приехали два художника из Беларуси.  Павел Войницкий на предприятии Александра Левина выполнил «Лук» из серии «Простые вещи». Елена Атрашкевич создала с мастерами этого же завода очень простую в хранении декоративную композицию, но имеющую замысловатое название: «Шорох шагов сороконожки на мокрых каменных плитах тропы, ведущей в вишневый сад».

Польский художник Казимеж Павляк в 2015 году работал над композицией, напоминающей развалины античного храма. По замыслу автора, стеклянный храм, похожий на греческий, должен иметь колонны, расположенные на постаменте. Вместо портика деревянная балка, полуразрушенная, обожженная.

Зайга Байза из Люксембурга смогла соединить в своей работе детали, изготовленные на двух предприятиях города. Работа художницы «Завтрашний день» похожа на фантастические цветы с другой планеты или неизведанных морских животных, поэтому выглядит таинственно.

В России практически не осталось заводов, где мастера при изготовлении декоративных работ могут воплотить замысел художников в стекле. В настоящее время такие симпозиумы проводятся только в Никольске. А художники постоянно придумывают что-то особенное, открывая для всех нас новые грани стекла и показывая актуальные тенденции стеклоделия.

Серия выставок из цикла «Симпозиумы по стеклу в Никольске» будет открыта для посетителей в течение этого года. Приглашаем всех, кто привык к обычному традиционному стеклу, увидеть безграничные возможности такого старого, но очень современного материала.

Автор: О. Панюшкина, заведующая музеем стекла и хрусталя                                                

 

 


Оставить комментарий