Вы задумывались когда-нибудь, почему говорят «деревни и сёла вымирают»? Не разрушаются, не пустеют, а именно вымирают? Вымерли динозавры, мамонты, потому что в природе что-то произошло, нарушилось равновесие. Какой же ледниковый период начался в наших душах, что мы так легко смиряемся с потерей родных деревень? Почему не стараемся их сохранить, сберечь во что бы то ни стало?
Уставший или измученный невзгодами человек ищет приюта там, где он родился. Достигший заката жизни старается вернуться к своим истокам, чтобы подвести итоги прожитого. Так заведено, что в определённые моменты жизни человек ищет покоя, умиротворения. И не в городской суете, а именно в деревне. Куда же отправимся мы лет через пятнадцать-двадцать? Где будем искать отдушину?

Село Базарная Кеньша, вероятно, ожидает та же участь, что и многие другие в многострадальной России. А жаль. Красивое, некогда славившееся своими ярмарками и базарами далеко за пределами губернии, оно и сейчас не оставляет равнодушными многих, кто сюда приезжает.
Впервые Всесвятское (прежнее название села) упоминается в документе, датированном 17 августа 1783 года. Было в селе семь улиц, на каждой—по десятку домов. До сегодняшнего дня сохранились названия: Курыли, Дворянская (ныне ул.им. Каткова), Лобановка (ул.Почтовая), Гниловка (ул. Цветочная), Ясак (ул.Лесная), Волынка (ул.Школьная), Загорка (ул.Заречная).
От бывших владельцев села (дворян Акинфовых, а позже—Лужиных) остались Барский и Владимирский родники. Вода в них чистая, необыкновенно вкусная. Владимирский родник считается Богоявленным, святым источником. Гости из разных уголков России, приезжая в Кеньшу, стараются взять с собой про запас «барской» или «владимирской» водички.
А ещё в память от предков остался нам величественный храм Казанской иконы Божией Матери. Всё испытал он на своём веку: и людскую любовь, и людскую ненависть, злобу. Следы истории сохранились на его стенах. Богослужения в храме были прекращены в 1939 году. И превратилось священное место в обычный склад. В сороковых-пятидесятых годах прошлого века было здесь зернохранилище. В.В.Ефремов помнит, как пятилетним мальчишкой помогал отцу ссыпать зерно с телеги прямо в окна храма. В более поздние советские годы в церкви находились промышленные и продуктовые товары местного сельпо. И только в 1995 году по благословению правящего Владыки храм был возвращён в ведение Пензенской Епархии и началось его приготовление к литургической жизни.
В марте 2010 года благословением Владыки Вениамина настоятелем церкви был назначен Владимир Кознов. Люди воодушевились, поддержали батюшку. Навели относительный порядок внутри храма и вокруг него. Стали совершаться богослужения по пятницам. Сельчане поверили, что церковь будут наконец восстанавливать. Появились благотворители. С их помощью построено ограждение и застеклены окна. Но потом всё вновь замерло на несколько лет. Причина банальная – не хватает средств. Да и забот у батюшки нашего прибавилось: началось возрождение практически «с нуля» Шиханского женского монастыря.
Но храм о. Владимир не оставляет. Раз в три недели совершаются здесь богослужения. Постоянных прихожан пока немного, поэтому пожертвования на ремонт накапливаются с трудом. Тем не менее, нынешней осенью о. Владимир предложил прихожанам начать ремонт. Сначала было решено ограничиться алтарём. Рабочие подняли пол, а под ним оказались внушительные «запасы» полувекового зерна, слежавшегося, перемешанного с землёй, сопревшего. Без помощи сельчан было не обойтись. Что делать, пошли по домам просить людей потрудиться. Слава Богу, нас услышали, откликнулись. Это был первый этап. Мусор вынесли. Очень быстро ребята-рабочие закрыли пол новыми досками, начали строить иконостас. И вот тут мы увидели, как убого будет выглядеть вторая половина храма на фоне нового алтаря. Жалкое зрелище - сердце защемило. А средств больше нет. Снова обратились к народу. Очень многие прониклись желанием помочь в добром деле, стали жертвовать на продолжение ремонтных работ. Понятно, что в таком серьёзном деле деньги нужны немалые, но даже небольшая жертва дорогого стоит. Спасибо большое тем, кто помогает, и тем, кто, может быть, к нашему благому делу ещё присоединится в дальнейшем.
На сегодняшний день мы уже вычистили и вторую половину храма. Погода выдалась морозная, но нас это не остановило. Трудились дружно, слаженно, справились с работой быстро. «Хорошо-то как! Теперь наконец-то в церкви церковью пахнуть будет», - проговорил о. Владимир, с любовью осматривая зал. И вдруг с воодушевлением стал рассказывать, как здесь всё он придумал устроить. Мы смотрели на него и верили – будет! Обязательно всё будет так! По-другому нельзя. Если не выдержим, бросим начатое – это будет самым страшным предательством. Долго, очень долго ждал наш сельский храм возрождения. И вот сейчас стоит смиренно и надеется: может быть, в душах человеческих не угаснет затеплившийся огонёк веры и вернут люди ему былое величие и красоту? А вслед за храмом вернётся к жизни и село. Обязательно вернётся!
Автор: Елена Акимова