18 ноября 2018,
Областные новости
15.11.2018
Изменение облика российских городов, благоустройство дворовых и общественных территорий является одним из самых успешных и результативных направлений работы Партии, подчеркнул секретарь Генсовета ЕР
15.11.2018
Бюджетом национальных проектов и государственных программ назвал проект федерального бюджета на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов депутат фракции «Единая Россия» Государственной Думы РФ Сергей Есяков. 14 ноября депутаты федерального парламента приняли во 2-м чтении проект основного финансового документа страны.

Образование

13.10.2018

Ирина Гурьянова: «Любите свою профессию, и все получится!»

Выбор профессии после школы – не одномоментное действие. За предпочтением той или иной специальности стоит определенный образ жизни на протяжении многих лет, а, как известно, любимое занятие, любимая работа не только вдохновляет и мотивирует вставать каждое утро, но и довольно продуктивна и успешна. Ирина Александровна Гурьянова - мастер производственного обучения по профессиям повар и кондитер высшей категории технологического колледжа имени А.Д. Оболенского - свой выбор сделала еще в далеких 90-х и не пожалела.

 Ирина Гурьянова «Любите свою профессию, и все получится!»

Ирина Александровна родилась и выросла в Никольске, здесь окончила школу. Когда подошло время выбрать свой дальнейший путь, она не колебалась: интерес к технологии приготовления блюд и желание учить этому других направили ее прямиком в Новокуйбышевский индустриально-педагогический техникум на факультет технологии приготовления пищи. Три года обучения пролетели незаметно, и вот диплом мастера производственного обучения и техника-технолога на руках. По окончании техникума вопроса о том, остаться ли ей в Самарской области или вернуться в Никольск, не возникло: ее тянуло в родные края. К тому же во время обучения она проходила здесь практику: поварскую - в лагере «Хрусталик» и педагогическую - в ПТУ №12.  В 1994 году она устроилась мастером производственного обучения по направлениям повар и кондитер в технологический колледж имени А.Д. Оболенского. Мечта готовить вкусные блюда и обучать этому других сбылась!

С тех пор прошло 24 года, и Ирина Александровна до сих пор занимается любимым делом. И даже больше: в свободное от работы время она интересуется новыми тенденциями в кулинарном мире, изучает историю кухни народов мира, чтобы быть не только лучше в своей работе, но и хоть немного приблизится к европейским стандартам, которые диктует современный мир кулинарии. «Это престижная работа, интересная и даже творческая, - говорит Ирина Гурьянова. - Нужно не только вкусно накормить человека, но и так подать блюдо, чтобы радовался глаз. Профессии повара и кондитера не стоят на месте – они развиваются: появляются новые стандарты, новые технологии, новые блюда и кулинарные приспособления. Мы все едим – это основа жизни. Поэтому эти профессии всегда будут востребованы и будут совершенствоваться», - делится она.

Однако, Ирина Александровна не просто повар, не просто кондитер. Она, в первую очередь,  педагог, мастер производственного обучения. Ее студенты – в основном выпускники школ, но приходят и взрослые в целях получения первого образования или повышения квалификации. «Студенты всегда разные: на смену выпускникам приходят новые, со своими интересами, взглядами на вещи и жизнь в целом. Время не стоит на месте. Поэтому порой не только мы учим студентов, они учат нас. Профессия повара не так проста и радужна, как может показаться на первый взгляд, но если человек любит свою профессию – у него все получится».

В программе обучения поварскому искусству довольно много знакомых блюд, но будущие повара и кондитеры должны уметь их приготовить в соответствии со стандартами. Без азов кулинарного дела здесь точно не обойтись. Работа Ирины Гурьяновой со студентами строится по принципу – от простого к сложному. «Начав с самых азов (как правильно держать нож, как обрабатывать и хранить продукты, какую технику и когда использовать и многое другое) мы постепенно переходим к приготовлению простых овощных блюд, потом к супам, рыбным и мясным блюдам, - говорит она. - В кондитерском направлении также: изучив правильную обработку и хранение сырья, мы занимаемся приготовлением простых видов теста, а потом переходим на выпечку пирогов, пирожных, тортов. Готовим в основном блюда из традиционной русской кухни и диетические. Но бывает, что иногда отходим от программы и стараемся внести что-то новое: изучаем современные способы оформления и декорирования блюд, способы их подачи, иногда проходим пару блюд из других мировых кухонь, французской или грузинской, например, а иногда ребята сами приходят со своими идеями. Сложность заключается в том, что студентам приходится самим закупать продукты для практических занятий. Но они из этих продуктов сами готовят и дегустируют, тем самым и едят, и определяют, как приготовили, что хорошо, что плохо. К тому же в мире кулинарии всегда появляются какие-то новинки, и порой, чтобы реализовать что-то новое, нам не хватает оборудования – это слегка ограничивает в возможностях».

Узнав, что занятия в колледже идут 45 минут, мне стало интересно, когда они успевают готовить, ведь для будущего повара и кондитера одного урока для приготовления какого-либо блюда явно может быть недостаточно, особенно, если к этому «добавить» теорию. Однако оказалось, что практика проходит отдельно: у первого курса – 1 день (6 академических часов) в неделю, у второго – 2 дня, а у 3-го курса – 3 дня в неделю. К тому же за полгода до выпуска студенты проходят общую практику в общепитовских точках, например, в «Семейном» или в столовой. Мастер не отказывает и в факультативных занятиях. И это не считая участия в ежегодном чемпионате молодых специалистов «Ворлдскиллс в России» в поварском деле и профориентационной работы, куда приглашают воспитанников детских садов и школьников, где проводят мастер-классы и различные выставки. К тому же студенты с удовольствием участвуют и в различных конкурсах, не связанных с их профессией: поют, танцуют, рисуют плакаты. Жизнь кипит, как говорит Ирина Александровна.

Особый интерес у меня вызвало оценивание работ студентов. Я считала, что работу повара и кондитера можно оценить по виду и вкусу приготовленного блюда. Оказалось, что мастер смотрит и на соответствие работы стандартам, на внешний вид повара, как он стоит, как держит нож, как своевременно убирает  рабочее место, как много времени у него уходит на приготовление блюда, какие технологии он использует, даже то, как он укладывает продукты в холодильник и как их хранит. Если начинающий повар все делает верно, он получает пятерку. А студенты-отличники при выполнении всех необходимых требований могут спокойно претендовать на повышенный четвертый разряд.

Окончив колледж, некоторые выпускники решают продолжить свое обучение в другом учреждении, совершенствуя свои знания и способности. Ведь кулинария – это в своем роде тоже искусство, как музыка или рисование. Только музыкант создает музыку, художник – картины, а повар – вкусные блюда, разнообразие и подача которых вряд ли кого-то оставит равнодушным. Обучение повара и кондитера по сути никогда не заканчивается, потому что нет предела совершенству! Так считает и Ирина Александровна, добавив: «Так же, как и обучение педагога. Ведь именно от него зависит, насколько качественными и полными будут переданные ученикам знания, как сильно ученику захочется идти дальше и узнавать новое, совершенствовать себя и становится лучше и успешнее в выбранной профессии». Так, она не только участвует в подготовке участников областных конкурсов профессионального мастерства, но и сама лично продолжает самосовершенствоваться, проходит курсы повышения квалификации профессиональной и педагогической направленности.

Вопросов к Ирине Гурьяновой у меня было много, ведь рассказывала она все дельно и слаженно. Сразу было видно: свою работу она знает и любит. О своих достижениях говорит скромно, считая, что они – результат правильно выбранной профессии и рода деятельности, к тому же ей нравится общаться с людьми, учить их чему-то новому в своем искусстве приготовления блюд. Считая своим девизом «Профессионализм и творчество», Ирина Александровна, помимо теоретических и практических знаний, стимулирует любознательность, интерес и мыслительную активность своих учеников, тем самым добиваясь высоких результатов от них, а ее тактичность в общении, внимательность в отношении коллег и учащихся, скромность и обаяние обеспечили ей уважение со стороны родителей и педагогов. За свои успехи в профессиональной деятельности и в воспитании молодого поколения Ирина Александровна была в списке тех, кого внесли на Доску почета Никольского района, а недавно, 4 октября, Губернатор Пензенской области Иван Белозерцев удостоил ее звания «Почетного работника сферы образования Российской Федерации». «Никакие технологии и методики без сердца учителя, без его труда нельзя реализовать эффективно», - сказал он, награждая учителей и педагогов к их профессиональному празднику. И я с этим абсолютно согласна!

Автор: Кристина Хрусталева.

 

Оставить комментарий